ОАО "Институт Гипростроймост" © 1945-2018
Институт Гипростроймостг.Москва, ул.Павла Корчагина, д.2
Joomfish System Plugin not enabled 

Включить режим перетаскивания
Версия для печати
Монтаж арочного пролетного строения моста через Волгу в Нижнем Новгороде

Подробный репортаж о технологически сложном и ответственном этапе работ по возведению пролетных строений мостового перехода через р. Волгу в г. Нижний Новгород разместил в своем «Живом журнале» ведущий инженер института Андрей Сергеевич Урицк.

В период с 16 по 19 сентября 2015 года в Нижнем Новгороде были выполнены основные работы по монтажу на капитальные опоры первого из двух арочных пролетных строений нового автодорожного моста через реку Волгу, который в настоящее время строится параллельно существующему совмещенному Борскому мосту. Габарит проезда нового моста – 10,5 м (две полосы по 3,75 м с полутораметровыми полосами безопасности). После ввода нового моста в эксплуатацию предполагается ремонт существующего совмещенного Борского моста и затем – пуск перехода по новой четырехполосной схеме: по новому мосту – две полосы из Нижнего Новгорода, а по старому, совмещенному – две полосы в обратном направлении, в город. Проект нового моста и технология монтажа разработаны ОАО «Институт Гипростроймост» (Москва), строительство ведет «Мостоотряд-1» (Нижний Новгород), металлоконструкции пролетного строения изготовлены заводом «Воронежстальмост» (Воронеж), подъемка пролета выполнена по технологии Heavy Lifting оборудованием и специалистами компании VSL (Швейцария).

Русловая часть Волжского моста состоит из двух цельнометаллических арочных пролетных строений расчетным пролетом 159 м каждое. Затяжка арки в поперечном сечении состоит из двух коробчатых блоков, объединенных с ортотропной плитой проезжей части. Сама арка пролетных строений состоит из двух серповидных ферм, объединенных поперечными и продольными связями трубчатого сечения. В месте объединения арки с затяжкой ширина ферм арки увеличена. Подвески арочных пролетных строений – ванты, состоящие из системы параллельных пучков с индивидуальной оболочкой. При этом вантовая система монтируется уже после установки пролетных строений на капитальные опоры. А во время монтажа пролетных строений на опоры арка и затяжка объединяются с помощью транспортных стоек и транспортных подвесок, которые затем демонтируются. Общая масса одного пролетного строения – 1 800 т.

Сборка арочных пролетных строений выполняется на береговом стапеле, расположенном рядом со строящимся мостом ниже по течению. На фотографии ниже хорошо видны оба арочных пролетных строения: одно полностью закончено, по специальным путям перемещено на пирс и готово к монтажу на постоянные опоры, готовность другого – порядка 70%.

После окончания сборки арки и затяжки устанавливаются транспортные стойки и подвески. После того как они будут установлены в соответствии с проектом, выполняется раскружаливание пролетного строения, то есть снятие его со сборочных клеток и опирание на четыре точки в опорных узлах. В этот момент начинают работать транспортные подвески: с их помощью затяжка поддерживается на арке, то есть, по сути, она подвешена к ней. После того как под затяжку пролета заводятся плавсистемы, выполняется переопирание пролетного строения с четырех опорных точек на восемь точек плавсистем, расположенных ближе к середине пролета. В этот момент подвески выключаются из работы конструкции, а объединение затяжки и арки выполняется с помощью транспортных стоек, работающих на сжатие. После того как пролетное строение на плавсистемах устанавливается в створе моста, начинается его подъемка за торцы на 16 м четырьмя 500-тонными домкратами, расположенными на опорах. В этот момент транспортные стойки выключаются из работы конструкции и снова включаются транспортные подвески, работающие на растяжение. После того как пролетное строение поднимается на опоры и устанавливается на капитальные опорные части, начинается монтаж вантовой системы – и после этого временные транспортные стойки и подвески демонтируются.

Установка собранных на стапеле пролетных строений на капитальные опоры осуществляется путем наплавного монтажа с последующей подъемкой с плавсистем домкратами по технологии Heavy Lifting.

14–15 сентября обе специально спроектированные плавсистемы были заведены под перевозимое пролетное строение.

Временные транспортные стойки и подвески, функция которых – объединение арки и затяжки на различных стадиях монтажа, до установки вантовой системы.

За день до перевозки, 16 сентября, в акватории были проведены заключительные работы по расчистке фарватера и обеспечению необходимой глубины. Много лет назад в этом месте располагался рейд для отстоя плотов, и на дне Волги очень много бревен.

В этот же день было проведено переопирание пролетного строения с четырех кареток на плавсистемы. Работы по переопиранию осуществлялись путем постепенного спуска домкратов на каретках, при котором пролетное строение постепенно опускается и опирается на 8 точек плавсистем (по 4 опорные точки на каждой).

Перевозка пролетного строения на плавсистемах была осуществлена 17 сентября. В этот день транзитное судоходство по Волге было закрыто. Было также запрещено движение любых плавсредств в акватории близ Волжского моста.

С помощью трех буксиров и нескольких вспомогательных катеров пролетное строение было выведено из "ковша" и перевезено вверх по течению, в створ строящегося моста. Все маневры судов и все этапы перемещения пролета были заранее тщательным образом проработаны.

Дальнейшая доводка плавсистем и точное позиционирование пролета под мостом осуществлялись с помощью лебедок.

После того как пролетное строение установили в положение, с которого будет осуществляться подъемка, плавсистемы были закреплены на якорях и начались работы по строповке пролета.

Подъемка пролета осуществлялась с помощью монтажных агрегатов, на которых было установлено домкратное оборудование. Подъемка 1 800-тонного пролетного строения выполнялась четырьмя 500-тонными домкратами.

Приспособление для поперечной фиксации пролетного строения, предназначенные для закрепления пролета против возможных ветровых перемещений после того, как он будет поднят на высоту опор, но при этом еще не будет смонтирован на опорные части.

Анкеровка подъемных канатов и подъемка пролета осуществлялись за две специальные опорные балки, прикрепленные к основным металлоконструкциям по торцам пролета.


Процесс заводки анкера в анкерный
узел опорной балки
Каждый пучок состоит из 55 стрендов
Анкеры смонтированы в опорной балке,
канаты подтянуты

По технологическим соображениям концевые опорные блоки арочных пролетных строений монтировались на опорах отдельно, а по окончании подъемки объединялись с поднятым пролетом. Объединение опорной балки (к которой с помощью анкеров прикреплены канаты) с основными металлоконструкциями было выполнено на высокопрочных болтах и монтажной сварке. В процессе подъема пролета на эти узлы крепления приходится самая большая нагрузка.

В субботу, 19 сентября, была осуществлена подъемка пролета. Путем постепенного и последовательного увеличения давления на домкратах пролетное строение было снято с плавсистем. Каждый этап увеличения давления сопровождался целым рядом измерительных процедур и геодезическим контролем раскружаливаемой конструкции. После завершающего этапа давление на домкратах достигло порядка 450 т и пролетное строение было снято с плавсистем.

Обе плавсистемы были выведены из-под поднимаемого пролета и отведены к выкаточным пирсам сборочного стапеля

Подъемные домкраты, монтажные агрегаты и концевые блоки пролетного строения, установленные на опорах

Магистральная часть подъемки прошла довольно быстро. Для подъема пролета на 16 м, потребовалось около трех часов. Подъемка пролета компьютеризирована, сопровождается постоянным автоматизированным геодезическим контролем планового и высотного положения конструкции по нескольким точкам, работа домкратов синхронизирована, а их управление осуществляется с центрального пункта управления, расположенного в штабе подъема на опоре 17. Подъемка подобного рода конструкций – это ювелирная работа!

  

  

Вечером 19 сентября пролетное строение было поднято.

После подъемки пролета начинается завершающий этап работ по его монтажу – оформление стыков пролетного строения с концевыми блоками. Выполнение стыков концевых блоков занимает пять дней. Все это время пролет подвешен на канатах.

После того как концевые блоки пристыкованы, осуществляется заключительный этап монтажа – поворот висящего на канатах пролетного строения на поперечный уклон 2% и последующее плавное опускание на капитальные опорные части. После установки на опорные части домкраты, канаты и подъемное оборудование демонтируются. Эти работы были завершены в пятницу, 25 сентября.

ОАО "Институт Гипростроймост" © 1945-2018